Жанна и Владимир Шалькевичи. Часть I — белорусский период

Есть судьбы людей, в которых, как в документальной кинохронике , отражаются события целой эпохи.

ЖАННА И ВЛАДИМИР ШАЛЬКЕВИЧИ являются современниками, свидетелями, участниками и творцами эпохи — эпохи становления и развития бального танца в Беларуси.

История развития бальной хореографии в Беларуси уходит в далёкий 1965 год, когда Макс Самуилович КАЦ и Лидия Петровна ЛАЗАРЕВА открыли уникальную первую Школу бального танца во Дворце культуры Тракторного завода в Минске.

Сюда, в 1966 году папа привёз из небольшого украинского городка Жанну для учёбы в институт, а чтобы заполнить её свободное от лекций время, купил ей абонемент в Школу танцев. Очень скоро Макс Самуилович Кац взял Жанну ассистировать ему на уроках. Это было настолько волнительным, захватывающим и интересным, это был жизненный и творческий университет от Мастера. Жанна конспектировала каждый урок, записывала объяснения Учителя, его четкие, меткие и доходчивые объяснения. Для всех своих учеников Макс Самуилович был мастером, аристократом и эстетом. Даже на занятия всем хотелось придти красиво одетыми, чтобы быть похожими на своего учителя.

Здесь же, на паркете Школы, встретились Жанна и Владимир Шалькевич, который в то время танцевал в паре с Лидией Петровной Лазаревой. Они были фавориты Школы и Студии Макса Каца. Через некоторое время Жанна и Владимир стали супружеской и новой танцевальной парой.

По наставлению М.С. Каца, на 3-м курсе Белорусского Политехнического Института Жанна начала преподавать бальные танцы в институте по методу своего Учителя. Успех был грандиозным. Студенческий Профсоюзный Комитет всячески помогал и поддерживал такое начинание.

При огромных усилиях Макса Самуиловича Каца и Лидии Петровны Лазаревой подобные кружки создавались в других вузах, Домах и Дворцах культуры столицы. А Школа Каца и Лазаревой стала родоначальницей новых поколений танцоров бального танца Беларуси.

В 1972 году было объявлено о проведении Первого Всесоюзного конкурса бального танца и опять в подготовке к этому неординарному инновационному событию М.С. Кац и Л.П. Лазарева удесятерили усилия по популяризации бального танца по всей республике.

Благодаря этим усилиям появилась возможность проведения Первого республиканского конкурса исполнителей бального танца. Некоторые документы того времени сохранились в архивах Жанны и Владимира.

Заметьте, что тогда не было танцевального спорта, поэтому и нет слов «чемпионат» и танцоров не называли «чемпионами». Нынешнее поколение танцевальных атлетов и не подозревает, что был такой период в истории развития бального танца, эволюционирующий в танцевальный спорт — целых 30 лет. Так вот, в те времена участники помимо традиционной международной программы, танцевали национальные бальные танцы, или советскую программу , которая просуществовала вплоть до 80-ых годов. Бальные танцы тех времён относились к сфере культуры и курировались Министерством культуры БССР, республиканскими, областными и городскими Домами творчества и художественной самодеятельности.

Создавались новые советские бальные танцы. Для интереса, вот некоторые из них: «Сударушка», «Русский Лирический», «Полька Янка», «Рилио» (литовский танец),» «Йоксу-полька» (эстонский танец), «Вару-Вару» (латышский танец) , «Разрешите пригласить» и многие другие.

С большим признанием и уважением стоит отметить, что настоящей Энциклопедией этих танцев и в наше время является Лидия Петровна Кац-Лазарева, которая знает около 260 танцев и сейчас успешно применяет их в своём танцевальном и мега-популярном клубе «Мара» уже 56-той год.

Возвращаясь в 1972 год, по результатам первого республиканского конкурса 4 пары представляли Белоруссию на 1 Всесоюзном конкурсе, среди них были и Жанна и Владимир Шалькевичи, которые представили новый бальный танец «Белорусская полька», хореографа Геннадия Михайловича Трубкина, получивший поощрительный приз, а за конкурсную программу, в которой исполнители танцевали международную программу, и вместо Джайва, исполняли Польку, Жанна и Владимир Шалькевичи получили ДИПЛОМЫ 1 СТЕПЕНИ.

1 Всесоюзный конкурс был событием масштабным и широко освещался в прессе и телевидением. Проводился конкурс в Москве, во Дворце Спорта ЦСКА (Ледовая Арена) и в нем участвовало 180 пар со всего Советского Союза. Значимость этого конкурса подчеркивалась его учредителями: Министерство культуры СССР, ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов), Центральный Комитет Комсомола, Комитет по Радиовещанию и Телевидению.

Это событие всколыхнуло всю страну, и Белоруссию в том числе. Стал массово увеличиваться приток людей в школы бального танца.

По возвращению из Москвы, к Жанне и Владимиру обратился профком объединения «Интеграл», на котором они работали после окончания вузов, что бы организовать кружок бального бального танца для работников минского Производственного объединения «Интеграл».

В период с 1972 года по 1975 года Жанна и Владимир получили огромную популярность и признание, и пожелтевшие фотографии в газетах того времени напоминают, что энтузиазм, вера и ответственность к бальному танцу, полученные от великих наставников и учителей М.С. Каца и Л.П. Лазаревой — приносят свои плоды.

При Производственно-Техническом Объединении «Интеграл» Жанна и Владимир создали коллектив бального танца, в котором участвовали молодые работники объединения. Были достигнуты определенные успехи, они даже провели конкурс на приз ПТО «ИНТЕГРАЛ». Но Молодежный коллектив не оказался долгосрочным: кто-то уехал учиться, кого-то призвали в армию, кто- то женился или жизнь захлестнула… И тогда пришла мысль о создании детского коллектива.

Начиная с 1973 года шла подготовка к набору детей микрорайона Курасовщина, где находилось Объединение «ИНТЕГРАЛ». Профком объединения оказывал большое содействие, арендовал помещение для работы с детьми. Начали Жанна и Владимир свою работу с 6-летними детьми, что стало настоящим событием в жизни нового микрорайона и занятия для детей были бесплатными.

Владимир при этом продолжал работать руководителем выходного участка секретной продукции ( был лучшим инженерно-техническим работником электронной промышленности), помогая Жанне в вечернем расписании. Коллектив разрастался и добивался новых успехов. Жанна и Владимир совмещали работу в коллективе с выступлениями на конкурсах, фестивалях, показательных выступлениях.

В 1975 прошёл 2 Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев. В рамках подготовки к этому событию в Минске прошёл республиканский конкурс исполнителей бальных танцев. На нем Жанна и Владимир получили дипломы Лауреатов конкурса и Специальный Приз газеты «Знамя Юности» — САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ ПАРА.

В истории Советского Союза были только 2 официальных ВСЕСОЮЗНЫХ КОНКУРСА И ШАЛЬКЕВИЧИ БЫЛИ ИХ УЧАСТНИКАМИ И ДИПЛОМАНТАМИ 1 СТЕПЕНИ, а также Жанна и Владимир получили на 2-м Всесоюзном конкурсе Специальный Приз Профсоюзов Украины «ЗА УСПЕХИ В ТРУДЕ И В ИСКУССТВЕ».

2-ой ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС проводился в Киеве, во Дворце Спорта с 31 мая по 3 июня 1975. Председателем Жюри на этом конкурсе был Народный Артист Советского Союза, Лауреат Государственной премии Константин Сергеев. Программа тоже состояла из международной и советской программ. Дипломы 1 Степени были заслуженной наградой для белорусской пары и Специальный приз для Жанны и Владимира Шалькевичей — это определенно признание их творчества.

Это было время слияния противоречивых тенденций в бальной хореографии и утверждении конкурсной программы как высшей формы танцевания. Заметьте, что профессиональная система судейства в те годы ещё не была сформирована.

После возвращения из Киева Жанна и Владимир с головой окунулись в подготовку и становление своего коллектива. Детское танцевание было делом новаторским, к счастью, эту практику через некоторое время переняли и другие клубы Минска — это было началом развития детского танцевания в Белоруссии. А коллектив Жанны и Владимира Шалькевич теперь имел свое имя: «УЛЫБКА».

В 80-х годах популярность «УЛЫБКИ» зашкаливала в Минске, коллектив рос количественно и качественно.

Вехи успеха «Улыбки»:

  • 1980 год — звание «ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ»
  • 1981 год — ЛАУРЕАТ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА «МИНСКИЕ ЗОРЬКИ — 81»
  • 1982 год — ЛАУРЕАТ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА «МИНСКИЕ ЗОРЬКИ — 82»
  • 1983 год — ДИПЛОМ 2 СТЕПЕНИ В VII СМОТРЕ — КОНКУРСЕ ОБРАЗЦОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
  • 1984 год — «ЛАУРЕАТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ»
  • 1985 год — Диплом Всесоюзного оргкомитета за участие в фестивале самодеятельного художественного творчества, посвящённого 40 — летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
  • 1986 год — ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА БЕЛОРУССИИ

В награду и благодарность своим участникам Жанна и Владимир Шалькевич купили комфортабельный по тем временам автобус для путешествий по стране и за рубеж с концертами, участие в конкурсах и тренировочных сборах в Польше, Чехии, Германии.

Был создан профессиональный оркестр бального танца , чтобы участники «УЛЫБКИ» воспитывались на живой музыке. Специально для коллектива была написана музыка белорусским композитором Валерием Ивановым.

А самой большой наградой участникам была поездка в Москву на Новогоднюю Елку в Кремлевский Дворец Съездов и в Лужники.

Помимо напряженной творческой работы с коллективом Жанна и Владимир продолжали участвовать в развитии новых тенденций бального танца, в совершенствовании методики преподавания конкурсного танца и теперь «УЛЫБКА» становится настоящей лабораторией инноваций, в которую приезжают обучаться коллективы из разных уголков страны и зарубежья от Надыма до Томска, Польши и Чехии.

В 1986 году ушёл из жизни Великий Учитель, Маэстро, основоположник бальной хореографии в Белоруссии Макс Самуилович Кац… Он никогда не претендовал на награды, хотя был достоин многого. Развитие бального танца в Белорусии не было гладким, не только из-за взаимоотношений с чиновниками, но и со стороны других хореографических направлений и даже коллег. И через это все приходилось проходить М.С. Кацу и Л.П. Лазаревой…

Становление бального танца в Белоруссии, как и во всем мире, это многогранный процесс, вовлекающий в себя детское и взрослое танцевание, энтузиастов-любителей, родителей танцоров, поклонников всех слоев населения, общественных и государственных культурных учреждений.

Пришло время провести градацию Любительского и Профессионального танцевания, так как уровень исполнения сильно вырос и спрос на профессиональных преподавателей был неоспорим.

В 90 — ых годах за это дело впервые взялся именитый и известный танцор Василий Ляшенко. Он обратился к Владимиру Шалькевичу с идеей создать Белорусский Профессиональный Союз. В соединении энтузиазма молодости и мудрости зрелости создавался БЕЛОРУССКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СОЮЗ (БПТС), главной линией которого было повысить уровень профессиональной подготовки белорусских преподавателей бального танца. «Улыбка» к тому времени получила статус клуба и была базой проведения всех мероприятий БПТС.

Благодаря усилиям и контактам Василия и Елены Ляшенко были организованы базовые курсы, после которых Василий нашёл возможность пообщаться с Британской Ассоциацией Учителей Танца, самой престижной профессиональной организацией, которой более 100 лет. При поддержке клуба «УЛЫБКА» была изыскана возможность пригласить экзаменатора British Association of Teachers of Dancе для подготовки преподавателей к экзаменам в БРИТАНСКУЮ АССОЦИАЦИЮ, а для принятия экзаменов в Минск приехал сам Президент BATD с супругой.

Белорусский Профессиональный Танцевальный Союз , руководимый Президентом Василием Ляшенко, вице- президентом Владимиром Шалькевичем стал единственным источником знаний, мастерства и опыта в освоении профессии Преподаватель бального танца в Белорусии. Жанна была секретарем Британской Ассоциации в Белоруссии.

Сочетая такую разнообразную работу в индустрии бального танца, Жанна и Владимир Шалькевич продолжали плодотворную работу в « УЛЫБКЕ» , которой в 2023 / 2024 исполнится 50 лет.